На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Татарстан и его президент: караул устал?

Смена руководства в национальных республиках России, активно проходившая в 2017 году (в Удмуртии, Марий Эл, Дагестане), по-видимому продолжится. Об этом еще в феврале сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

При этом отметим: ни в Марий Эл, ни в Удмуртии, ни в Дагестане при смене главы региона национальность нового главы совершенно не учитывалась. И ни к каким волнениям или недовольству населения, как предсказывали местные националисты, это не привело. Таким образом, стало очевидным, что руководствоваться этноцентризмом в кадровых вопросах — явный анахронизм советского менеджмента.

Учитывая вышесказанное, у наблюдателей в «самой благополучной республике» — Татарстане неизбежно возникает вопрос, можно ли ожидать подобного здесь? В 2020 году завершается второй срок правления президента Татарстана Рустама Минниханова. Однако прежняя, шаймиевская элита, во многом оставшаяся на ключевых постах в республике, продолжает ощущать себя на особом положении, позиционируя Татарстан своеобразным «государством внутри государства».

Этот «спящий» сепаратизм в Татарстане до сих пор холят и лелеют. В частности, на справедливое требование привести конституцию республики в соответствии с федеральным законодательством и сегодня отвечают, что менять ее не собираются. Понятно, что за этими чванливыми заявлениями кроется желание сохранить собственные капиталы и возможности обогащения. Но Россия сегодня — это не Россия периода Бориса Ельцина, больше напоминавшая тогда Русь эпохи феодальной раздробленности с удельными княжествами.

По мере того, как внешнеполитическая ситуация обостряется, внутренняя политика в России все больше требует безусловной исполнительности и жесткой субординации. Однако в данном случае Рустаму Минниханову, который за последнее время сделал немало заявлений о личной лояльности федеральному центру и неразрывной связи республики с Россией, в своей республиканской «элите» не на кого опереться. У него нет «личной гвардии», как например, у главы Чечни Рамзана Кадырова, а население Татарстана, которое с 2017 года попало под банковский кризис, особой симпатии к президенту не имеет.

В «элите» же Татарстана, которую политологи именуют емким термином «этнократия», доминируют «птенцы гнезда Шаймиева», т. е. все те, кто сделали карьеру в период правления первого президента, а ныне госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, чем-то обязанные ему, а также обычные националисты, до сих пор ностальгирующие по недавним годам «суверенитета республики», либо даже о временах Казанского ханства.

Естественно, что таким кадрам все заявления «о неразрывной связи с Россией» кажутся, мягко говоря, неумными. Таким образом, нельзя исключать, что если Минниханов «уйдет на повышение» в Москву, то сохранивший свое влияние в республике Шаймиев постарается ради сохранения капиталов семьи (все дети, внуки и родственники Минтимера Шаймиева — крайне успешные бизнесмены) поставить во главе Татарстана своего человека.

Поэтому, когда завершится второй срок правления Минниханова, в Татарстане возможны несколько вариантов развития событий.

Первый вариант, на который, возможно, рассчитывает действующий глава республики, — это переизбрание на третий срок. Положения Конституции Татарстана такое позволяют: еще Минтимер Шаймиев, будучи президентом, добился отмены пункта о двух допустимых сроках правления и в 2001 году избрался президентом в третий раз. Федеральное законодательство также не ограничивает: например, губернатор Белгородской области Евгений Савченко находится в своей должности аж с 1993 года.

Второй вариант — это уход Минниханова на повышение и попытка «клана Шаймиева» выдвинуть своего человека на пост главы республики. Сейчас наиболее вероятная кандидатура — нынешний мэр Казани Ильсур Метшин. Он активно готовит почву. Например, стремится протолкнуть своих людей в республиканские ведомства — как только происходит смена какого-нибудь министра, ему в заместители приходят чиновники из исполкома Казани. Недавний пример — Министерство образования и науки Татарстана, где одним из первых заместителей министра поставили Ильсура Хадиуллина, ранее возглавлявшего Управление образования исполкома Казани.

Второй кандидат — нынешний руководитель аппарата президента Асгат Сафаров. Бывший глава МВД республики, карьерный взлет которого произошел после работы в службе охраны Минтимера Шаймиева. Конечно, скандал 2012 года с пытками в казанском ОП «Дальний», после которого Сафаров вынужден был подать в отставку, оставил неизгладимый след в послужном списке. Однако вскоре бывшего министра сделали вице-премьером. Это значит, что Сафаров остался важной частью «шаймиевской команды», а его нынешняя активность по организации различного рода структур и привлечению доверенных кадров (например, в феврале при АП Татарстана было вновь создано Информационно-аналитическое управление и даже у пресс-секретаря Минниханова появилась заместитель — прим. EADaily ) — лишнее доказательство сохранившихся карьерных амбиций.

Однако приход одного из «шаймиевских» кадров — это возврат к позавчерашнему дню: возврат к кумовству, коррупции, национализму, боданиям с федеральным центром. Насколько все это нужно Москве?

Сохранять подобный режим в одном из регионов Поволжья — стратегической зоны ответственности Центрального военного округа — крайне недальновидно. В условиях нарастания геополитических угроз из Средней Азии и политического противостояния с Западом идти на подобные риски невозможно.

И потому наиболее реалистичным может оказаться третий вариант развития событий — это назначение «варяга», т. е. человека, не связанного с местными кланами, «человека со стороны», скорее всего, из силовых структур. Тут возможны два сценария: это может быть человек, который когда-то работал в республике, но ушел на повышение, либо тот, кто вообще не имеет отношения к Татарстану.

Есть несколько наглядных примеров, как происходила смена власти в национальных республиках по «варяжскому» сценарию. Так, в 2010 году в Башкирии при всем, казалось бы, могуществе Муртазы Рахимова его безоговорочно отправили в отставку, заменив Рустэмом Хамитовым, который хоть и имел отношение к республике (в 1996—1999 годах занимал пост главы МЧС — прим. EADaily), но затем делал карьеру в Москве. Сегодня республика стабильно развивается, сообщений о межнациональных конфликтах, коррупционных скандалах (за исключением тех, что тянутся еще «от Муртазы») нет.

Возможен и более свежий пример. Это случай Дагестана, где нынешний его руководитель, генерал-полковник МВД Владимир Васильев не только никогда не работал с этой республикой, но даже по национальному признаку не принадлежит ни к аварцам, ни даргинцам, ни к одному другому из народов Дагестана. А ведь не так давно бытовало мнение, что в национальную республику следует назначать главой только того, кто принадлежит к «титульной нации»… В случае с Васильевым примечательно то, что он, не будучи связан традициями, семейными, деловыми связями с дагестанской «элитой», погрязшей в коррупции, спокойно и методично начал ее «зачищать». И эти действия нового главы Дагестана встретили положительные отклики среди широких слоев населения.

Пойдет ли федеральный центр на подобный кадровый эксперимент в Татарстане? Это вопрос недалекого будущего. Причем при нынешней стремительности развития событий может случиться так, что ждать 2020 года никто не станет.

Айдар Мубаракзянов, политолог

Подпишитесь на нас

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх